На карте Джунгарский горный массив похож по очертаниям на отдельное крыло Тянь-Шаня. Так в какой-то степени и есть. У него имеются свои, особенные природные черты.
Его название выводят от наименования древнего кочевого монгольского этноса джунгары (зюнга-ры), или ойраты, в отдельных редких источниках называемые олётами. В XVII в. джунгары, дербеты, хошуты, торгуты создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг Союз (государство) четырех племен, за которым в исторической литературе закрепилось название Джунгарское ханство. Сегодня джунгары живут на территории Калмыкии и называют себя соответственно калмыками, Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, на западе Монголии и в Афганистане (горный массив Хазараджат). Алатау в переводе означает «Пестрые горы».
Пламя костра освещает лица четверых босых людей, сидящих за каменной оградой пастушьего поселка и говорящих на языке, корни которого уходят в глубокую древность. Ведя беседу, пастухи пьют из котелка чай с козьим молоком. Один из них, мужчина по имени Нииха Маалха, одет в накидку фута. Его жена, Метагал, - в длинном фиолетовом платье и такого же цвета головном платке. Супруги не умеют читать, но знают, что на новой табличке у подножья холма Фирмихин написано - он объявлен охраняемой природной территорией. В деревню приезжают иностранцы, чтобы фотографировать драконовы деревья, адениумы тучные, которые здесь зовут розами пустыни, и кораллумы сокотранские, среди местных известные как цветы мишха-хир. Приходят ученые и переворачивают камни, утверждая, что собирают насекомых и ящериц. А что они ищут на самом деле?
Все дальнобойщики на Колымском тракте говорили, что я обязательно должен увидеть якутских лошадей. Их разводят в Оймяконской котловине, где даже в марте не редкость полета, как местные называют мороз -50°С. Еще больше мне хотелось посмотреть на быт коневодов, у которых в жизни два дела: пережить зиму и подготовиться к зиме.